Теория юмора

Если вы уже интересовались природой юмора, то возможно обратили внимание, что часто попытки дать объяснение носят скорее описательный чем содержательный характер. Причина этого в том, что многие исследователи полагают, что фундаментальные основы смешного настолько очевидны, что их можно даже не упоминать. Почти все рассуждения о юморе строятся на негласном умолчании, что способность воспринимать юмор — эволюционное приобретение, что в обществе наших первобытных предков была некая целесообразность, которая оправдывала приобретение этого свойства. И соответственно,  объяснение природы юмора — это, с одной стороны, попытка угадать ту самую целесообразность, а с другой стороны описать закономерности по которым мы относим те или иные явления к юмору. В таком подходе кажется очевидным, что где-то в глубинах мозга спрятана наследственная генетическая память, которая позволяет нам узнавать то, над чем надо смеяться, указывает нам на то, что смешно и управляет тем, что что-то вызывает у нас радость и восторг.

Кстати, собственно, из такого «наивного» понимания неизбежно проистекает фрейдовская структура личности. По Фрейду то, что заложено в нас генетически, составляет коллективное бессознательное, которое определяет все наши первичные устремления. Ну а в противовес этому, бессознательному, сознательное добавляет логики и возможности осознанного контроля за поведением.

Интересно, что многие «интуитивные» теории используют один и тот же проторенный путь для описания самых разных сторон природы человека. Так про любовь принято считать, что это приобретенное в результате эволюции свойство, направленное на образование брачных союзов, и что в ее основе лежит некий генетически предопределенный механизм «привязки» к объекту любви. Красоту и гармонию часто считают определенными объективными качествами, изначальная способность распознавать которые хранится в некой «генетической памяти». То есть все та же, что и с юмором логика: возникло в процессе эволюции, так как несло некую целесообразность, закрепилось в наследственной памяти, проявляется бессознательно, взаимодействует с сознательным логическим механизмом.

Такая простая на первый взгляд конструкция оказывается невероятно сложна для последующего описания. Хорошо сказать на словах, что генетически наследуется представление о чем-то, но никому так и не удалось описать этого на нейронном уровне. Несложно словом красота описать огромный пласт явлений, но волосы встают дыбом если представить сколько разнообразных знаний за этим скрывается.

Но самый главный вопрос — существуют ли самостоятельные механизмы, ответственные за любовь, гармонию, красоту, юмор или же все это следствия некого единого принципа? Иначе говоря, можно ли найти разгадку юмора, не ответив на вопросы о природе, например, красоты и гармонии? Моя позиция — описать, что такое юмор, возможно только дав исчерпывающий ответ на вопрос, что такое эмоции вообще.

В книге «Логика эмоций» и цикле лекций «Логика мышления» я, собственно, и описываю теорию эмоций, которая как неизбежные следствия порождает и гармонию, и красоту, и любовь, и юмор. Эта теория опирается на бихевиоризм, как фундаментальное объяснение природы поступков, использует математический аппарат обучения с подкреплением для описания основ адаптации, развивает теорию нейросетевых адаптивных критиков в плане трактовки эмоциональных оценок как оценок качества ситуации, задействует нейросетевую парадигму для построения механизма эмоциональной оценки.

Главное утверждение, описываемой теории, — это то, что эмоциональные оценки не являются врожденными, что все они формируются в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма). Удалось показать удивительно простой механизм формирования этих оценок, который приводит к возникновению всех известных человеческих эмоций. Анализ формирования оценок качества ситуации окружающего мира позволил понять суть красоты и гармонии, анализ формирования оценок в социальной среде привел к пониманию смешного. Совместное толкование смешного и красивого дало возможность разобраться в сути юмора.

К сожалению, убедительно описать теорию юмора в двух словах нереально. Тем, кто хочет проследить логическую последовательность доводов, я посоветую книгу. Те же, кто имеет возможность разобраться с математическим базисом, найдут достаточно строгое обоснование в лекциях. Но в любом случае следует помнить, что не имеет смысла ни читать книгу с конца, ни слушать заключительные лекции о юморе, опустив основное повествование. Да, оно долгое и не всегда увлекательное, но без него описание юмора — набор слов, в которых смысл либо будет либо утерян, либо превратно понят.