Юмор

Итак, мы подошли к юмору. Для начала стоит понять, что же это такое. С одной стороны, совершенно очевидно, что юмор связан с эмоцией «смешно». Но так же очевидно, что юмор — это нечто большее, чем просто смешно. Вся загадочность юмора в том, что человеку не дано априорного знания какие эмоции определяют его состояние. В случае с юмором человек просто понимает, что ему хорошо, понимает, что у него возникает смех, но не может объяснить, что же с ним происходит. Обобщение «юмор» у каждого из нас четко выделяет явления, которым свойственна определенная закономерность. Это наше имплицитное знание. Когда мы узнаем слово «юмор» и сопоставляем этому обобщению, знание становится названным, эксплицитным. Но придумать слово не означает понять его суть. Люди используют массу слов, которые понимает их мозг, но которые сами они объяснить не в состоянии. Через несколько секунд это названное знание перейдет в знание понятое. Все что нам для этого понадобится – это назвать ту закономерность, по которой наш мозг относит некоторые явления к юмору.

Сочетание эмоций

Не будем долго интриговать. Юмором мы называем все то, что вызывает у нас одновременно эмоцию «смешно» и эмоцию красоты информации. И все. И всего-то. Сочетание двух однонаправленных эмоций. «Неизменно превосходный результат». Как в кулинарии: одинарный вкус может быть приятен, но настоящее удовольствие – это сочетание ингредиентов.

Мы очень подробно говорили о красоте информации, говорили, что основной прием – это создание множественности смыслов. Так вот, если в красивой информации один из смыслов относится к смешной ситуации, то мы и называем это юмором.

В сочетании эмоций скрывается объяснение того, почему долгое время люди не могли вычислить секрет юмора. Эмоция «смешно» – эмоция положительная, связанная с улыбкой и смехом. Эмоция красоты передачи смысла – эмоция положительная и тоже вызывающая улыбку и смех. Схожесть проявлений этих эмоций сливает их в одно состояние, при анализе которого легко спутать какие признаки относятся к какой эмоции.

Теперь вы знаете, что если ваш мозг называет что-то юмором, то там обязательно должны найтись одновременно и множественность смыслов, и «ситуация неудачи». Казалось бы, все просто. Но большая часть людей живет с ощущением, что загадка юмора настолько сложна (ведь никто ее раньше не разгадал), что просто не может поверить в слишком простой ответ. Но это уже вопрос веры. Кстати, относительно веры, попробуйте «разложить» на составляющие анекдот:

Случай в раю.

— Господи, тут к вам атеисты!

— Передайте им, что меня нет.

А теперь обратите внимание, что множественность смысла возрастает, если «анекдот в тему». Оттого-то удовольствие от шутки сильнее, если она приходится «на злобу дня», а анекдот особенно ценен, если рассказан не просто так, а «к месту» или хотя бы по принципу «а вот еще на эту тему».

Юмор: 9 комментариев

    1. Смайлик — это просто знак, передающий определенный смысл. Он по сути ничем не отличается от вопросительного или восклицательного знака.

      1. А сложные анимированные смайлики? Где граница между смайликом и карикатурой, между смайликом и юмористическим мультиком? Есть ли она в нашем сознании? Спасибо.

        1. Разделите для себя мысль и способ доставки информации, породивший эту мысль. Эмоциональная оценка более относится к мысли, способ доставки часто не существенен (хотя бывает и оценка способа).

  1. Пожалуй, можно продолжить нашу «угадайку» по почте… Когда мудрость выражена афоризмом, она не является мудростью, если не вызывает эмоции «мудрости», если человек привык к афоризму и уже не задумывается над ним, а просто следует? Почему юмор нельзя выразить не через эмоции?

  2. «В сочетании эмоций скрывается объяснение того, почему долгое время люди не могли вычислить секрет юмора».

    Да уж что-что, а в искусствоведении и литературе описывается гораздо большее определение разных эмоций, чувств, мотивов, форм, понимание и определение самого юмора, относительно того, что Вы предлагаете.
    «Начиная с Аристотеля, существует огромная литература о К., его сущности и источнике; исключительная трудность его исчерпывающего объяснения обусловлена, во-первых, универсальностью К. (всё на свете можно рассматривать «серьёзно» и «комически»), а во-вторых, его необычайной динамичностью, его «природой Протея» (Жан Поль Рихтер), игровой способностью скрываться под любой личиной» (БСЭ)

    1. Теорий юмора много. Предположений, что вызывает смех миллион. Попыток анализировать соответствующие эмоции тьма. В том-то и дело, что эти теории, предположения и объяснения либо не полны, либо ошибочны.

  3. Я привёл Вам цитату из БСЭ, в которой более существенный и верный ответ на то, в чем трудность объяснения юмора. А о том, что говорите Вы: о слиянии красивого и смешного, на это я давно указывал в своей статье о юморе, и, думаю, это не сложно увидеть, не будучи психологом или искусствоведом. А мировая литература представляет действительно огромный, реальный и хороший материал, в который просто необходимо вникнуть.
    Сравните со своим, например, это краткое определение.
    В.И. Даль: «ЮМОР (слово английское) — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии».
    Здесь 1 — о веселии как таковом, 2 – об остроумии (меткость и красота мысли), 3 – мотив шутки, при которой не «повышение своего статуса», а игра, доброе замечание, 4 – неожиданность, 5 – особое настроение или свойство темперамента, характера.
    А сама теле-игра «КВН»?! – Клуб ВЕСЕЛЫХ и НАХОДЧИВЫХ – ИГРА! И сказать, что эта игра появилась лишь в силу того, чтобы искусственно через шутку «повышать свой социальный статус, занижая статус других» и этому радоваться и даже смеяться (это ваша теория) или «рефлекторно смеяться с утратой злорадства»?! Правильно! – Вы добавите эстетическую потребность. Но это больше. Хотя это тоже, всего лишь, веселая интеллектуальная игра. Но у Вас в юморе не рассматривается даже этот элемент игры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.